Филофеевская школа

  Тюменское Православное Духовное училище стояло и стоит у истоков образования в Западной Сибири. Возникновение и развитие тюменской монастырской церковно-приходской школы в XVIII –начале XX веков.

            В истории просвещения Западной Сибири после Тобольска, несомненно, играла определяющую роль и Тюмень. Первым и основным участником в деле просвещения сибиряков являлся Тюменский Свято-Троицкий монастырь как центр религиозно-церковной жизни города. Именно здесь были заложены основы преподавательского дела на духовной стезе. Монастырю суждено было пережить два этапа рождения. Первый – его основание переселившимся из казанской земли Раифской пустыни монахом Нифонтом в 1616 году. Тогда монастырь был именован в честь Спаса Преображения. К концу XVII века обитель пришла в упадок и ее возрождение как Свято-Троицкой связано с именем митрополита Филофея (Лещинского), отстроившего монастырь в каменном исполнении и положившего начало просветительской деятельности в его стенах.

            В 1620 году была учреждена Тобольская и Сибирская епархия. Со времени первого архиепископа Тобольского и Сибирского Киприана (Старорусенникова) до митрополита Филофея (Лещинского) прошло чуть более восьмидесяти лет, и к прибытию последнего в епархию здесь действовало уже 160 церквей. Как видно из материалов Сибирского приказа, среди служилых людей Сибири, в том числе и боярских детей, было очень мало грамотных. Именно поэтому митрополит Филофей, как муж просвещенный, приехав в Тобольск прежде всего обратил свое внимание на образование духовного юношества с целью иметь достойных пастырей Церкви. В декабре 1703 года, всего через год после вступления своего на Сибирскую кафедру, он сообщил Петру I о необходимости завести в епархии духовные школы. Представление митрополита Филофея было высочайше одобрено, и святитель первым делом пригласил из Киева ученых монахов и определил их учителями на Сибирской земле.

            В 1703 году в Тобольске появляется первая славяно-латинская школа. Вслед за ней начинают открываться подобные и в других местах епархии, в частности, в Тюмени. В 1761 году при Тобольском митрополите Павле (Конюскевиче) при Тюменском Свято-Троицком монастыре была открыта латинская школа.

Митрополит Павел (в миру — Пётр Конюскевич родился в Галиции в семье богатого мещанина. Начальное образование получил в Самборском училище, продолжил его в Киевской духовной академии. После её окончания был оставлен преподавать пиитику. Имея склонность к монашеству, в 28 лет принял в Киево-Печерской лавре постриг с именем Павел. Будучи иеромонахом сопровождал наместника лавры в Санкт-Петербург, где был замечен и направлен проповедником в московскую Славяно-греко-латинскую академию. В 1744 году Павла возвели в сан архимандрита и назначили настоятелем Юрьева монастыря в Великом Новгороде. В должности настоятеля Павел провёл 15 лет.  23 мая 1758 года он был хиротонисан во епископа Тобольского и Сибирского и возведён в сан митрополита. В Тобольск он прибыл только 20 ноября. Управляя епархией, митрополит Павел возобновил Тобольскую семинарию, пригласил в неё преподавать трёх учёных монахов из Киева, занимался строительством храмов, отдавая предпочтение каменным постройкам (при нём в епархии было возведено около 20 каменных храмов). При святителе Павле в 1764 году состоялось обретение мощей Иннокентия Иркутского. Недовольный политикой Екатерины II в области секуляризации церковной собственности, написал в Синод резкое послание, был вызван в Синод и вначале лишён архиерейского сана, но императрица не утвердила это решение. 11 января 1768 года было удовлетворено прошение митрополита Павла об уходе на покой в Киево-Печерскую лавру. В ней он прожил до своей смерти, последовавшей после длительной болезни 4 ноября 1770 года. Был погребён в склепе под Успенским собором лавры. В настоящее время мощи святителя находятся в Дальних пещерах лавры.

Одновременно с тюменской по распоряжению митрополита Павла возникли школы в Самарово, Далматовском и Рафайловском монастырях с целью разгрузки первых классов Тобольской духовной семинарии.

            Если учесть, что 1765 году в России существовало всего 27 духовных заведений, то открытие школы в Тюмени следует признать достижением. В ней обучались священнослужительские дети Тюменского, Тавдинского. Туринского и Краснослободского заказов, пока в последних двух не были открыты свои школы. Впоследствии, при архиепископе Варлааме I (1768-1802), латинская школа была преобразована в славяно-русскую, оставаясь при Тюменском монастыре до 1783 года. Потом здесь существовала церковно-приходская школа для бедных детей города. Занятия в ней проводились с достаточным успехом. Ученики каждый год проходили по несколько раз льготные испытания по воинской повинности.

            Церковно-приходская школа находилась под присмотром настоятеля монастыря до 1777 года, затем в течение шести лет при архимандрите Никодиме содержалась исключительно за счет средств монастыря (отопление, освещение, закупка для учеников бумаги и чернил). Учителем в ней состоял диакон Спасской церкви Арефьев. С сентября 1783 года он заболел и ученики остались без учителя. По распоряжению настоятеля старшие из них и наиболее успевающие занимались обучением малоподготовленных. Через месяц заболел и сам настоятель. Тогда родители забрали своих детей из школы и учение совсем прекратилось. Вскоре архимандрит Никодим предложил священнику Макарию Земляницыну снова собрать учеников в школу. Пятого декабря 1783 года преосвященный Варлаам пожелал настоятелю вместе со священником Земляницыным иметь «о учении учеников прилежное старание». В 1784 году обучение в школе было возобновлено, но всего только на один месяц. Двадцатого января 1784 года священно-церковнослужители Тюменского заказа заявили духовному правлению, что «за неурожаем хлеб стал дорогим, также и прочие съестные продукты, а овощи совсем не уродились, подряжающиеся в городе Тюмени содержащие детей просят дорогую плату за квартиры, хлеб и харч, а они-де и сами за неполучением с прихожан руги на домы свои хлеб покупают и вследствие двойного содержания могут прийти в крайнее убожество». Поэтому родители просили духовное правление отпустить детей из школы на этот учебный год, обязуясь обучать их по месту жительства. О просьбе духовенства правление донесло архиепископу Варлааму, и тот дал разрешение уволить детей на годичное время по месту проживания их родителей с тем, чтобы по полугодию доносили ему, чему дети будут научены.

            В 1790 году учителем церковно-приходской школы состоял мещанин (прежде монах) Иван Думашев. Вскоре после его смерти, за неимением в Тюмени при церквах способных быть учителями, учение в школе прекратилось на довольно продолжительное время. И только в августе 1791 года, по ходатайству Тюменского духовного правления, преосвященнейший Варлаам определил преподавателем к Троицкому монастырю диакона Архангельской церкви Е. Тихонова.

            В начале 1803 года Амвросий, митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский, направил в Святейший Синод рапорт о данном ему дозволении завести в некоторых монастырях Новгородской епархии русские школы для священно-церковнослужительских детей. К рапорту он приложил и копию составленного им для этих школ «начертания». Святейший Синод после длительного рассмотрения признал эту программу полезной и необходимой потому, что дети, оказавшиеся по поступлении в семинарию «к учению непонятными, к прохождению высших наук безнадежными и к изучению латинского языка, на котором обыкновенно преподавалась наука, неспособными, могли, оставаясь при своем природном уме, заниматься самообразованием и чрез то с пользою послужить Церкви; во-вторых, что они со временем могут быть определяемы на священнические, в селениях, места, или хотя до поступления в оныя звания и на причетнические, но занимать в учреждаемых в казенных селениях приходских училищах учительские должности». При указе от 18 марта 1803 года «начертание» было разослано всем епархиальным архиереям с тем, чтобы они приложили пастырское попечение о преподавании в епархиях их при семинариях и, где есть, в уездных духовных училищах учения по этой программе.

            Вот это «начертание»:

Предметы учения

Классические книги, по которым обучать

Класс 1-й

1. Чтение славянской печати

По церковному букварю с   катихизисом сокращенным, часослову и псалтири
2. Чтение гражданской церковной   печати По народным книгам: правила для   учащихся и руководство к чистописанию
3. Чистописание российское По прописям, изданным от   Бантыш-Каменского
4. Пение обиходное по нотам По написанию по таблице мелом   разных обиходных стихов и по сокращенному обиходу
5. Краткая российская   грамматика По книжке, изданной для   народных училищ

Курс сего класса оканчивается в год

Класс 2-й

1. Краткая священная история

По книжке, изданной для   народных училищ
2. Краткая история и география   всеобщая, и российская Всеобщую и российскую краткую   историю читать по Голберову сокращению, употребляя в помощь исторические   таблицы и всеобщие ланкарты, изданные для народных училищ
3. Краткая арифметика и   пасхалия Арифметику читать по народной   книге, а пасхалию по сокращению преосв. Мефодия

Курс сего класса оканчивается в два года

Класс 3-й

1. Краткая логика и риторика   российская

По краткой логике и риторике,   изд. 1785 года
2. О должности человека и   гражданина По книге, изданной для народных   училищ
3. Пространный катихизис По книге, изданной для народных   училищ
4. О должности пресвитеров   приходских По книге, изданной 1796 года
5. Руководство к чтению   священного писания По книге, изданной 1779 года
6. Устав церковный с практикой   в церкви По сокращению печатному 1800   года

Курс сего класса оканчивается в два года

            19 июня 1803 года, согласно резолюции преосвященного Антония III (Знаменского, 1765-1824), Тобольская консистория предписала настоятелям монастырей епархии: Енисейского – Спасского, Томского – Алексеевского и Кондинского – Троицкого, чтобы они завели в своих монастырях, на основании присланного из Святейшего синода «начертания» (программы) русую духовную школу для священно-церковнослужительских детей. При консисторском указе также было приложено и расписание уроков.

            В первый же год в Томское училище поступило 43 человека, в Кондинское – только 4 человека, а сколько поступило учеников в Енисейское училище, неизвестно. За дальностью расстояния учащиеся собирались в училище только в 20-х числах ноября, а иногда и позднее, поэтому занятия начинались лишь в конце года. Была и еще одна причина, по которой преосвященный Антоний III видел, что многие священно-церковнослужительские дети-сироты и имевшие бедных родителей оставались без всякого воспитания и обучения, — это именно отдаленность учебных центров и их явная недостаточность. Между тем епархия крайне нуждалась в образованных священно-церковнослужителях. Поэтому возникал влопрос об открытии подобных училищ при всех штатных монастырях епархии. Консистория первым делом потребовала от настоятелей монастырей сведения о том, чем каждый из них может помочь в учреждении училищ.

            Донесения о создании русских училищ настоятели обителей представили в консисторию в конце 1804 – начале1805 годов. В них сообщалось, в частности, что Тюменский Свято-Троицкий монастырь предполагал содержать десять учеников и таким образом обещал им дать келью с отоплением, книги, одежду, обувь, а также ежегодно отпускать из неокладной суммы 50 рублей. В случае недостаточности этих денег помощь для общей пользы будет предоставлена какими-нибудь другими экономическими средствами. Если в учители будет избран кто-нибудь из диаконов и причетников Тюменского заказа, то он должен был довольствоваться доходами от своей церкви, не требуя от монастыря особой платы за обучение детей. За успешное обучение детей монастырь со своей стороны обещал прибавлять преподавателю на содержание по одному рублю в месяц, а по открытии штатных братских вакансий принадлежащие им жалование и провизию употреблять на содержание учеников.

            Рассмотрев отзывы многих настоятелей монастырей, консистория пришла к заключению, что в Тюменском монастыре на первый раз открыть училище для десяти учеников-сирот из священно-церковнослужительских детей Тюменского заказа. Относительно же избрания достойного учителя в училище и назначения ему жалования решено было послать предписание в семинарское правление. Таким образом, в 1805 году при Тюменском Свято-Троицком монастыре открывается церковно-приходское училище для священно-церковнослужительских детей-сирот. В 1810 году в Тюменском училище обучалось 15 человек, а само оно находилось в ведении Тюменского духовного правления и размещалось в комнатах южного двухэтажного пристроя к церкви Петра и Павла и просуществовало, по крайней мере, до середины XIX века.

            Иеромонах Иннокентий в очерке о Тюменском Свято-Троицком монастыре указывает, что «к 1885 году школы при монастыре не существовало, вероятно, со времени прекращения школ прежнего типа, как например, греко-славяно-российских и т.п.». После учреждения в 1884 году по определению Святейшего Синода Тобольского епархиального училищного Совета, Тюменский монастырь с 1885 года вновь является просветительным центром в Тюмени. Из прежнего, более 40 лет пустовавшего деревянного корпуса на южной стороне монастырской ограды архимандрит Филарет (Кожевников) устроил  помещение для церковно-приходской школы, где обучалось бесплатно более 40 детей, с уплатой учителю 300 рублей в год. Учащимся предоставлялась возможность обучаться следующим дисциплинам: Священной истории, краткому катихизису, церковному пению, чтению церковной и гражданской печати  и письму, начальным арифметическим правилам, а также истории Церкви и Отечества. Кроме расходов на учебные пособия и ремонт училища, ежемесячно выплачивалось 6 рублей сторожу. До перевода в новый корпус монастырская школа размещалась в помещении прежнего духовного правления. Архимандрит Филарет в 1894-1898 годах на личные деньги построил церковно-приходскую школу со всеми удобствами, стоимость которой оценивалась до 5-6 тысяч рублей. Она могла вмещать 80-100 учащихся. Это было любимое детище настоятеля, в жертву которому приносил он материальные средства и свои физические и духовные силы. «Пусть поминает меня бедный люд, для которого и устроил я эту школу», — говорил он, предчувствуя свою близкую смерть. Школьное здание после его закрытия в 1918 году и закрытия монастыря в 1923 году простояло еще восемьдесят лет и только в 1998 году оно было снесено по ветхости.

            В 1892 году в Тюмени с населением в 25 тысяч жителей находились всего два средних учебных заведения и пять народных училищ. Зачастую они были переполнены, поэтому не только бедному, но и зажиточному слою населения приходилось пользоваться услугами частных лиц на правах учителей домашних школ. Этот недостаток в учебных заведениях для города был настолько ощутим, что бывший смотритель тюменских училищ официально обратился к местному мещанскому обществу об открытии еще двух школ, ибо функционировавшие училища вынуждены были отказать в принятии 130 ученикам. Мещанское общество не могло пойти навстречу из-за отсутствия средств, но выразило готовность внести 400 рублей для школ Спасского и Архангельского приходов при условии, если духовное ведомство найдет возможным открыть хотя бы еще одну церковную школу. К этому времени в городе существовала только одна духовная школа при Троицком монастыре, в которой учились 14 мальчиков, и готовилась к открытию за Тюменкой Благовещенская женская школа в доме местного священника с участием его жены.

            С 1892 по 1896 год происходит быстрый рост церковно-приходских школ в Сибири. если в 1881 году на территории Тобольской епархии существовало 229 школ, то к 1896 году их насчитывается уже 2251. в 1899 году при Крестовоздвиженской (Никольской) церкви г. Тюмени открылось новое приходское училище, законоучителем которого являлся протоиерей Александр Ильич Фокин, а учителем – Никанор Семенович Нагибин. При игуменстве иеромонаха Виталия законоучителем был Александр Иванович Турунов.

            И все же, несмотря на увеличение церковно-приходских школ в епархии, в самой Тюмени остро ощущалась нехватка духовных учебных заведений, что и побудило епископа Агафангела (Преображенского) в декабре 1895 года предложить общеепархиальному съезду рассмотреть на одном из заседаний «Записку о необходимости открытия другого духовного училища, кроме тобольского, именно в городе Тюмени». Как известно, осуществить эту идею стало возможным лишь спустя 102 года – в 1997 году.

            При игумене Порфирии в 1914 году в Троицком монастыре действовала двухклассная церковно-приходская Филофеевская школа. В ней обучались 59 мальчиков, шестеро из которых были послушниками монастыря. Кроме того, некоторые ученики, родители которых были не в состоянии содержать своих детей (чаще всего это были неполные многодетные семьи), по благословению настоятеля монастыря жили в обители, которая полностью содержала их. Первый класс состоял из трех групп – старшей, средней и младшей, во втором классе тоже было два отделения. На первом году обучения дети постигали Закон Божий, славянское чтение, русский язык, арифметику и чистописание, на втором году к ним к этим предметам прибавлялись церковно-славянский язык, церковное пение, история, география, физика, геометрия и естествознание. Поведением учащиеся отличались хорошим, успеваемость – средняя, есть и неуспевающие, несколько человек. В это же время при Троицкой обители действовали двухмесячные псаломщические курсы для подготовки  к служению в церквах и монастырях епархии грамотных псаломщиков. Сам игумен Порфирий преподавал на них катихизис, практическое руководство для псаломщиков и церковный устав.

            Революционные события 1917 года явились катастрофой для духовного образования в России. По духовным школам был нанесен тяжелый  удар уже на самом раннем этапе борьбы – декретом Совнаркома «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» (2.02.1918 г.). этот декрет по существу запрещал преподавание религиозных дисциплин во всех государственных и общественных учебных заведениях. С этого времени церковным и религиозным обществам запрещалось владеть собственностью, поэтому духовные школы практически теряли финансовую основу и право пользования учебными помещениями, что вело к их конфискации. Высшее Церковное Управление своим указом от 1 ноября 1918 года вынуждено было констатировать, что не располагает денежными средствами на содержание духовных учебных заведений. С этого момента по все России стали повсеместно закрываться духовные школы.

            Семьдесят лет атеистической лихорадки привели к тому, что многие церкви в Тюмени было разрушены, как, например, Благовещенский собор в 1932 году, или успенская церковь, а другие просто закрыты и переданы новой властью под увеселительные цели или производственные помещения. Свято-Троицкий монастырь был частично разрушен (уничтожена церковь Сорока мучеников), Свято-Троицкий собор использовался под склад воинской частью, В Никольской церкви находились мастерские сельхозтехникума, а позже – студенческий клуб. Знаменский собор использовался под гараж, Михайло-архангельская церковь – под склады хлопкосбира, Спасская – под библиотеку и архив, Ильинская – под ломбард, а с 1942 года в ней открыли водочный завод. Георгиевско-Вознесенская церковь  использовалась под клуб овчинно-шубного завода. Казалось, что новой власти удалось поставить крест на религиозной жизни Тюмени и на возрождение духовного образования и вовсе не было надежд. Однако наступал год 1000-летия крещения Руси, а вместе с ним началось радикальное изменение отношений Церкви и государства в лучшую сторону.

Возрождение Филофеевской школы – Тюменского Духовного училища

            В феврале 1995 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение о возрождении монашеской жизни в Свято-Троицком монастыре города Тюмени. Наместником обители назначался иеромонах Тихон (Бобов), преподаватель Тобольской Духовной семинарии. Поскольку сам монастырь еще не был передан епархии, указом Управляющего епархией епископа Тобольского и Тюменского Димитрия к Свято-Троицкой обители был приписан Крестовоздвиженский храм г. Тюмени, с которого, собственно, и началось восстановление и самого монастыря, и духовной школы при нем. Рядом с ним и разместилось первое здание духовного училища. Его строительство шло параллельно с восстановлением Крестовоздвиженской церкви, начиная с 1995 года. К сентябрю 1997 года оно было готово к эксплуатации.

            В начале сентября 1997 года в училище прибыли семь абитуриентов. Состоялись вступительные экзамены, и в стенах вновь открытой духовной школы появились первые учащиеся. 31 октября Государственная комиссия приняла здание Духовного училища, а 10 декабря, в день престольного праздника Тюмени – Знамения Божией Матери – епископ Тобольский и Тюменский Димитрий освятил его.

            Несмотря на то, что благословение на открытие духовного училища в Тюмени было дано Священным Синодом только в июле 1999 года, возрожденная Филофеевская школа в июне того же года сделала свой первый выпуск. В первые годы существования в училище начали складываться основные принципы учебно-методической и воспитательной работы. Официально считалось, что курс обучения здесь трехлетний, но принимали документы и у абитуриентов, имеющих полное среднее образование, и основное общее. Задача была двоякой: бывшим девятиклассникам дать полное среднее образование, наряду с начальным богословским, а окончившим среднюю школу – только начальное богословское образование. Таковые могли обучаться всего два года. Поэтому параллельно набирались два класса: по двухлетней и трехлетней программе. В основу профессионального образования были положены учебные программы 1 курса Тобольской Духовной семинарии, по возможности адаптированные к условиям училища, а общеобразовательные предметы преподавались педагогами вечерней (сменной) школы №2 г. Тюмени. Количество учащихся на первых порах было небольшим: на конец 1998-1999 учебного года их насчитывалось всего 27 человек на трех курсах, семь из которых имели среднее образование и занимались по двухлетней программе. Бытовые условия пока оставляли желать лучшего: учебные аудитории были новыми, просторными и светлыми, но жили учащиеся в подвале нового корпуса училища. Положение  улучшилось только после передачи монастырю помещений на территории обители и восстановления братского корпуса, куда учащиеся переехали жить в 2000 году, тогда же были обустроены спортивный и актовый залы.

            Преподаватели и воспитанники тех лет принимали активное участие в восстановлении древнейшей святыни, одного из уникальных историко-архитектурных памятников Сибири – Свято-Троицкого монастыря. Особое пастырское попечение оказывал возрождающейся духовной школе епископ Тобольский и Тюменский Димитрий, который регулярно посещал училище для встречи бесед с учащимися и архиерейских богослужений в Крестовоздвиженском храме. В 1999 году Владыкой благословлен в эту церковь образ святителя Иоанна Тобольского, покровителя Сибири и Тобольских Духовных школ, с частицей его нетленных мощей.

   Знаменательным событием для Свято-Троицкого монастыря, Тюменского Духовного училища и всей Тюмени стал приезд сюда Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в 1998 году. 31 августа Святейший Патриарх прибыл в г. Тюмень. В 15.00 его встретили в аэропорту «Рощино» епископ Тобольский и Тюменский Димитрий с духовенством, дети из воскресных школ с цветами, представители областной и городской администраций. После краткого пребывания в Знаменском соборе Патриарх был встречен, при большом стечении народа, желающего получить его первосвятительское благословение, в Крестовоздвиженском храме. В алтаре он приложился к престолу и Евангелию, а затем с амвона обратился к народу, сказав о том, что сейчас повсюду восстанавливается и строится много храмов и монастырей и вся Россия готовится к знаменательной дате – празднованию 2000-летия христианства. Затем Его Святейшество посетил Тюменское Духовное училище, благословил учащих и учащихся в нем и после краткого обеда со священством и представителями городских властей отправился в дальнейшую поездку по северу Тобольско-Тюменской епархии. В дар Тюменскому Духовному училищу Патриарх благословил  крест с частицей Честнаго и Животворящего Креста Господня.

К 2000 году Тюменское Духовное училище становится настоящим духовно-просветительским центром Тюмени и Тюменского района. В его стенах располагаются  редакция «Сибирской православной газеты», оснащенная современной компьютерной и множительной техникой; постоянно действующая воскресная школа, состоящая из нескольких групп (взрослой (около 50 человек) и детской (около 30 человек)). Преподаватели и воспитанники участвуют в межвузовских конференциях, приглашаются на радио, активны в миссионерских поездках по селам и городам юга Тюменской области, привлекаются к богослужениям во вновь открываемых храмах и на выездных требах. В миссионерских поездках по северу Тюменской области вместе со священниками Свято-Троицкого монастыря участвуют и студенты.

В училище уже со второго года существования возрожденной школы осуществляется программа по ознакомлению воспитанников с сокровищами мировой и отечественной культуры и достижениями науки; организуются посещения музеев и экобиостанции, где экскурсии проводят известные тюменские искусствоведы и ученые; в аудиториях училища прослушиваются лекции известных в православном мире богословов, специалистов в области церковной архитектуры, литературы, живописи и православной этики; уделяется особое внимание укреплению здоровья воспитанников: организуются различные силовые и теннисные турниры, еженедельные бани с чаем из настоем трав, выезды на лыжную базу и профилакторий «Красная гвоздика», где после катехизаторских выступлений и концерта учащиеся посещают бассейн.

21 декабря 2000 года Тюменское Духовное училище зарегистрировало свой Устав в Министерстве юстиции Российской Федерации и получило Свидетельство о государственной регистрации. Началась подготовка к лицензированию Духовной школы, и 15 мая 2002 года была получена лицензия на право осуществления образовательной деятельности по программам начального духовного образования.

15 июня 2003 года, в престольный праздник обители – день Святой Троицы – состоялось первое богослужение в возрожденном Свято-Троицком соборе монастыря. Всенощное бдение и Божественную литургию совершил Высокопреосвященнейший Димитрий, архиепископ Тобольский и Тюменский. За богослужением наместник Свято-Троицкого монастыря и ректор Тюменского Духовного училища игумен Тихон был возведен в сан архимандрита. После окончания богослужения был совершен молебен с освящением колоколов. Владыка поздравил братию монастыря и всех прихожан с престольным праздником и выразил благодарность благотворителям и все, внесшим лепту в восстановление разрушенной святыни. Особая благодарность была высказана в адрес губернатора Тюменской области С.С. Собянина, без содействия которого восстановление монастыря было бы невозможно.

20  июня 2003 года состоялся торжественный акт, посвященный пятому выпуску в Тюменском Духовном училище. К этому времени духовная школа выпустила из своих стен 44 воспитанника, более половины из которых поступили в духовные семинарии  и продолжили получение богословского образования.

В 2002-2003 учебном году проводилась проверка учебно-воспитательной деятельности Тюменского Духовного училища решением Епархиального совета и распоряжением Управляющего епархией архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия, а также со стороны Учебного комитета Русской Православной Церкви. Обе комиссии признали состояние дел в училище вполне удовлетворительным и высоко оценили проведенную за шесть лет существования школы работу по организации учебно-воспитательного процесса. Замечания касались учебно-методической работы и бытовых условий воспитанников. Последние предполагалось устранить после ввода в эксплуатацию нового учебного корпуса. Комиссия из Учебного комитета в составе проректора по учебной работе Свято-Тихоновского богословского института иерея Андрея Емельянова и преподавателя Московской Духовной академии иеромонаха Дионисия (Шленова) высоко оценила опыт Тюменского Духовного училища в совмещении получения начального духовного и полного среднего образования и рекомендовала этот опыт духовным училищам в других епархиях Русской Православной Церкви.

15950011

Весной 2006 года Тюменское Духовное училище обрело новое здание – вновь построенный просторный учебный корпус, расположенный напротив Свято-Троицкого монастыря. Он был освящен архиепископом Тобольским и Тюменским Димитрием 25 апреля. Теперь бытовые проблемы воспитанников успешно разрешились: просторное общежитие в мансардном этаже предоставляло возможность жить в комнатах по 2-3 человека, на втором этаже расположились пять учебных аудиторий, преподавательская, кабинеты ректора и проректора Училища, домовый храм в честь Святителя Филофея. На первом этаже – большой  актовый зал и трапезная на 80 человек, а в цокольном этаже – спортивный зал и еще две аудитории: компьютерный класс и кабинет церковного пения и звона.

В августе 2006 года в Георгиевско-Вознесенском храме были обретены мощи святителя Филофея, митрополита Тобольского и всея Сибири. Воспитанники училища принимали самое непосредственное участие в их поиске и обретении, а в октябре – в торжествах по перенесению святых мощей из Георгиевско-Вознесенского храма в Свято-Троицкий монастырь. Со времени обретения и перенесения мощей святителя Филофея 21 октября стало актовым днем Тюменского Духовного училища, а 13 июня, день праведной кончины Святителя, выпускным актовым днем, на котором выпускникам вручаются дипломы об окончании Духовной школы.

К началу 2007 учебного года количество учащихся составило 77 человек. За десять лет своего существования духовная школа увеличилась более чем в 10 раз.

Тюменское Православное Духовное училище в условиях реформирования системы духовного образования

 

            13 июня 2011 года Тюменское Православное Духовное училище окончило свой 14-й учебный год. В нынешнем году сделан 13-й выпуск – всего выпускниками Тюменского Православного Духовного училища стали 177 человек. Четыре года назад начался период реформирования системы образования в училище: переход с трехлетнего на двухлетнее обучение.

            Тюменское Православное Духовное училище – особое учебное заведение в системе духовных школ Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Оно одно из немногих, которые принимают абитуриентов на базе 9 классов. Именно поэтому сюда поступают многие абитуриенты из других епархий русской Православной Церкви: Уфимской, Красноярской, Курганской, Екатеринбургской, Новокузнецкой, Абаканской, Иркутской, Чимкентской и других. Наряду с начальным духовным  учащиеся получают здесь полное среднее образование. Этот факт определяет специфику образовательного и воспитательного процесса в училище.

            Основная проблема, с которой педагогический коллектив училища столкнулся уже в 2007-2008 учебном году, — это некачественное полное среднее образование, которое давали выпускникам тюменские вечерние школы – О(с)ОШ №№2 и 79. Священноначалие специально не контролировало уровень преподавания и качество образования сотрудничавших с училищем вечерних школ, надеясь на контроль соответствующих городских управленческих образовательных структур. Казалось, в этом нет особой необходимости: выпускники поступали в семинарии и вузы. Но вскоре стали поступать частые сигналы от родителей о низком уровне преподавания. Единый государственный экзамен по русскому языку и математике (в 2008 году пока еще проходивший в виде эксперимента) подтвердил их опасения. Налицо стало завышение оценок учащимся педагогами вечерней школы №79. Кроме того, в течение учебного года наблюдалось негативное влияние светских неверующих педагогов на воспитательный процесс: требования к дисциплине и успеваемости учащихся с их стороны были низкими, многое позволялось на уроках вразрез с правилами духовной школы. Идейная и моральная подоплека преподавания гуманитарных предметов оставляла желать лучшего: превозносились так называемые общечеловеческие ценности современного толерантного общества. Все это влияло на общий нравственный уровень воспитанников. В 2008 году закончился эксперимент по ЕГЭ, и это означало, что с 2009 учебного года полученные на ЕГЭ неудовлетворительные оценки повлекут за собой невыдачу аттестата выпускнику, без которого он не сможет поступить ни в одно средне-специальное или высшее учебное заведение. Это еще более усугубило ответственность Священноначалия за получение учащимися качественного среднего образования. Поэтому было принято решение кардинальным образом изменить ситуацию в училище в 2008-2009 учебном году в плане преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом изменений в профессиональной программе. С целью повышения качества образования по благословению Архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия был заключен договор о предоставлении образовательных услуг с Тюменской Православной гимназией. Это учебное заведение близко к Духовному училищу по воспитательной направленности, там работают православные педагоги.

            Перед педагогическим коллективом училища были поставлены следующие задачи:

            1. Подготовка Тюменского Православного Духовного училища к прохождению лицензирования, оформление нужной документации и ведение учебного процесса в соответствии с требованиями лицензионной комиссии.

            2. Поднятие уровня общей и качественной успеваемости по общеобразовательным предметам.

            3. Подготовка выпускников к сдаче ЕГЭ, ликвидация пробелов в знаниях, допущенных в прошлые годы.

            4. Систематический контроль над качеством предоставляемых православной гимназией образовательных услуг.

            5. Поиск оптимальных вариантов соединения преподавания духовных и общеобразовательных предметов.

            В марте 2009 года лицензия на право ведения образовательной деятельности была получена. Училище лицензировано как учреждение профессионального религиозного образования, поэтому рабочий учебный план и другие документы были составлены в соответствии с требованиями отдела начального и среднего профессионального образования Департамента образования и науки Тюменской области. Богослужебная практика стала обязательной и отражена как профессиональная, учебные программы переработаны в соответствии с новым рабочим учебным планом и приведены в должный вид, но самое главное и проблематичное – надо было умело соединить в двухлетнем обучении программу полной средней школы и профессионального (духовного) образования без ущерба для той и другой. Сегодня учебный план Тюменского Православного Духовного училища включает в себя 36 учебных часов в неделю и 6-часовую богослужебную практику. Из 36 часов 25 отданы общеобразовательным дисциплинам, 11 часов – духовным. В изменениях к Уставу отражена эта специфика, и было встречено понимание со стороны лицензирующих органов.

            Для поднятия уровня общей и качественной успеваемости установлен постоянный контроль над преподаванием общеобразовательных дисциплин. Училище само пригласило высококвалифицированных преподавателей, которые уже за первое полугодие 2008-2009 учебного года существенно подняли уровень образования и исправили упущения педагогов школы № 79. Работа по повышению качества среднего образования ведется вот уже три года постоянно и планомерно. Учебная часть осуществляет контроль над преподаванием общеобразовательных дисциплин в соответствии с годовым планом внутришкольного контроля. На сегодняшний день полностью изменилось отношение учащихся к учебе, появилась заинтересованность, повысилась ответственность. Результатом таких мероприятий стала успешная сдача ЕГЭ по основным предметам уже в 2008-2009 учебном году. Дополнительные занятия по подготовке к ЕГЭ ведутся систематически с сентября каждого учебного года, с 2009-2010 учебного года – начиная с 10 класса. Выпускники Училища вот уже три года сдают ЕГЭ успешно, средний балл с каждым годом растет: в 2009 году он составлял 45,5; в 2010 – 48,5, в 2011 – 54,8.

А в 2010-2011 учебном году общая успеваемость по ЕГЭ составила 100% по всем предметам, все учащиеся, сдававшие экзамены, не только преодолели минимальный порог, но по отдельным дисциплинам получили средний балл выше 60%.

            Такую же заботу со стороны администрации вызывает и освоение профессиональной программы. Выпускники по окончании училища, кроме аттестата о среднем полном общем образовании, получают диплом по профессии «Церковнослужитель» с квалификациями «пономарь, звонарь, чтец». Многие выпускники выбирают после окончания училища духовную стезю, поступают в семинарии, поэтому необходимо, прежде всего, чтобы они соответствовали заявленной квалификации. Кроме общецерковных дисциплин, таких как Библейская история Ветхого и Нового заветов, Литургика, Основы православного вероучения, История Православной Церкви, Церковно-славянский язык, Церковное пение, есть и профессиональные дисциплины: Практикум по церковно-славянскому языку, Практическая литургика для пономарей и звонарей. Знания, умения и навыки, полученные на этих уроках, важны для будущих абитуриентов семинарий, поэтому тщательно отрабатываются на богослужебной практике, во время служб в храме. Уже за первый год обучения учащиеся получают навыки чтения богослужебных текстов, чему особенно способствует разрядная система. Воспитанники четыре раза в год сдают экзамен на 1, 2 или 3 разряд, от чего зависит и оценка по предмету Практикум по церковно-славянскому языку. Это стимулирует учащихся к отработке навыков чтения и заучиванию необходимых молитвословий, что значительно повышает их квалификационный уровень.

            Конечно, нагрузка на учащихся Духовного училища больше, чем в обычной средней школе. Они успешно готовятся к ЕГЭ (сдают каждый год от двух до пяти предметов в формате ЕГЭ), сдают экзамены по духовным дисциплинам (четыре предмета на первом курсе, пять – на втором), участвуют в богослужениях в воскресные и праздничные дни, задействованы в послушаниях в будни. Однако и результат налицо: успешная учеба и последующее поступление в выбранный вуз или семинарию (иногда, при хороших оценках в дипломе выпускников Тюменского Духовного училища берут сразу на 2 курс семинарии), воспитание в строгих рамках духовной школы в возрасте, когда закладывается нравственный фундамент личности. Воспитанники живут дружно и сплоченно, постигая науку общежития и мужской дружбы.

            Раз в месяц воспитанникам предоставляется академический день. Обычно это выезды на природу: шашлыки или уха, спортивные состязания и песни под гитару. В училище хороший спортивный тренажерный зал, где можно провести свободное время, занимаясь силовыми упражнениями или играя в теннис. Есть в училище и любители футбола, в 2011 году были приобретены  хорошие велосипеды и соответствующая экипировка для велосипедистов. Желающие занимаются в драматическом кружке и кружке информационных технологий, каждый может проявить свои способности и развить таланты в нужном направлении. Воспитанники, имеющие слух и голос, поют в хоре, участвуют в различных музыкальных мероприятиях и конкурсах, сопровождают Архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия на архиерейских службах в качестве певчих и иподиаконов.

            Каждый год в рамках предметных недель организуются встречи с интересными людьми, беседы со священниками Тюмени на нравственные темы, викторины и КВН. Внеклассная работа разнообразна и очень оживляет, делая интересной и насыщенной, жизнь воспитанников.

            В целом можно сказать, что процесс реформирования Тюменского Духовного училища проходит успешно, имеются положительные наработки и приобретается необходимый опыт для дальнейшего совершенствования образовательного и воспитательного процесса.

            В 2011 году Тюменскому Православному Духовному училищу исполняется 250 лет. Традиции Филофеевской школы, заложенные в его основу почти три века назад, сохраняются и преумножаются. Развивается духовное образование в его стенах, проводится миссионерская работа, по примеру апостольского служения митрополита Филофея, возродилось здесь и драматическое искусство, которое впервые принес в Тобольские духовные школы святитель Филофей. Идет процесс духовно-нравственного становления юношества в лучших традициях православного отечественного образования и воспитания. В настоящее время необходимость подобного рода учебных заведений очевидна. Поэтому мы обращаемся к выпускникам, оканчивающим  девятый класс: если вам не безразлична судьба России, если возник выбор – по какому жизненному пути идти, желание прожить жизнь с пользой для своей души и послужить Церкви и Отечеству – поступайте в наше училище, где вы сможете воспринять здоровый, добрый, православный образ жизни.

Комментирование запрещено