300 — летие освящения Троицкого собора

16 июня для Свято-Троицкого монастыря особая дата — день 300 — летия со дня освящения Троицкого собора.

Уже без малого три столетия Троицкий собор является архитектурной доминантой города Тюмени. По этому неудивительным является тот факт, что в летописях, архивных документах, заметках многочисленных путешественников и воспоминаниях горожан сведения о соборе представлены достаточно широко.

Святитель Филофей испрашивает у царя Петра I разрешения на постройку нового соборного храма монастыря и финансовой помощи на это благое дело. Петр I не только дал на то свое согласие, но и повелел строительство близ монастыря кирпичных сараев, изготовление и обжиг кирпича, рубку и доставку строительного леса «на подвязи» и дров «Делать» ссыльным людям и подгородным крестьянам. Из Москвы святитель Филофей отправился на Украину, что бы подыскать среди монахов «Великой Лавры» иконописцев и мастеров, умевших резать и золотить иконостас.

Проект Троицкого собора

Проект Троицкого собора

В марте 1707 года царский указ о строительстве каменной церкви в Спасском Прображенском монастыре был получен в Тобольске, откуда его сразу же прислали в Тюмень. «В нынешнем 707-м марта в 13 день в указе великого государя писано из Тобольска на Тюмень велено в Спасском Преображенском монастыре построить каменную церковь, а для обжигания кирпича в сараях велено быть ссыльным людям, а лес на подвязи и дрова на обжигание кирпича возить Тюменским подгорным крестьянам»

Чертеж Троицкого собора

Чертеж Троицкого собора

Наместнику монастыря Василиду, которому святитель поручил непосредственное руководство строительными работами, удалось договориться с воеводой, чтобы лес на сооружение сараев и солома на их покрытие тоже были заготовлены и доставлены в монастырь тюменским крестьянам. В ответ крестьяне подали челобитную, «чтоб им в том… лесу и в соломе дать сроку, покамест на начнетца в Спасском монастыре каменное строение». Между тем каменное строение не могло начаться прежде, чем будет заготовлен кирпич, для производства которого и предназначались сараи. Тобольские воеводы людей людей Василиду не дали: из шести ссыльных тюменских ссыльных один служил палачом (заплачным мастером), еще один – приставом, четверо остальных были заняты завершением строительства колокольни Благовещенского собора.

Не дождавшись помощи от воеводской администрации, Василид подал митрополиту Филофею челобитную. 15 июля 1707 года митрополит просил Тобольских воевод «вместо ссыльных людей прислать для работы тюменских казачьи детей», а так же каменщиков, сколько человек пристойно». Ни казачьи детей, ни каменщиков в 1707 году прислано не было.

21 апреля 1708 года «каменный» мастер Матвей Максимов составил проект собора.

8 мая 1708 года Филофей вновь обратился к Тобольским воеводам с просьбой дать каменщиков на Тюмени, сколько человек понадобится, и впредь по тому ж давать тех каменщиков по вся годы до освящения церкви. Дела продвигались медленно. Не хватало рабочих рук, которые еще были заняты на строительстве колокольни Благовещенского собора. 18 мая 1708 года тобольские воеводы отправили посыльных по селениям Тюменского уезда, что бы они выслали взрослых казачьи сыновей «для копания рвов по монастырский каменный собор да каменщиков для клажи и бутки в том же монастыре церкви каменной тотчас»

Троицкий собор. Дореволюционное фото

Троицкий собор. Дореволюционное фото

Указом от 12 июня 1709 года император Петр повелел отпустить из Тобольской казны на строительство Троицкого собора тысячу рублей, кроме листового железа на крышу. Завершение строительства колокольни Благовещенского собора так же способствовало оживлению работ на монастырской строительной площадке. Постарался помочь митрополиту губернатор князь Матвей Гагарин, которых распорядился отправить стоить монастырь нескольких каменщиков и кирпичников из Верхотурья и Соли Камской. По распоряжению губернатора строительство обеспечивалось так же кузнецами и плотниками.

На седьмом году пребывания в Сибири святитель Филофей тяжко заболел. В 1709 году митрополит Филофей принимает схиму с именем Феодора и удаляется на покой в Свято – Троицкий монастырь. До прибытия 14 августа 1711 года митрополита Тобольского Иоанна (Максимовича) управлял епархией из монастыря.

Строительство собора идет теперь под непосредственным руководством святителя Филофея. 9 декабря 1714 года вышел указ Петра I, запрещавший повсеместно в городах, кроме Санкт-Петербурга каменное строительство, однако в Тюменской обители строительство продолжалось.

В 1715 году собор был построен, и схимитрополит испросил у правящего архиерея, св. митрополита Иоанна благословенную грамоту на его освящение. Вскоре эта грамота была получена:

«Великий господин преосвященнейший Иоанн, Божиею милостию митрополит Тобольский и всея Сибири — преосвященному архиерею, схимонаху Феодору радоватися о Господе. В нынешнем 1715 году в июня в 3 день на желание преосвященства вашего мы великий господин позволяем в Тюмени при Спасове монастыре, новопостроенную каменную церковь во имя Пресвятыя и Живоначальныя Троицы посланным от нас освященным антиминсом посвятить паствы вашея архимандриту или игумену, из которой обители преосвященство ваше призвать изволит, с прочими града Тюмени с протопопы и со священники соборне, по преданию святыя апостольския восточныя Церкви малым освящением. И по сей нашей благословенной архиерейской грамоте, преосвященству вашему о посвящении тоя церкве по вышеписанному велеть исполняти невозбранно. К сей благословенной грамоте великий господин преосвященнейший Иоанн митрополит Тобольский и всея Сибири велел печать свою приложить».

Троицкий собор был освящен 3/16 июня 1715 года. Двухэтажный, пятиглавый Троицкий собор стал настоящей жемчужиной обители. Внутри храм украшен был великолепными иконостасами, блистающими позолотой и яркостью красок, в живописном стиле. Как видно из «Завещания», собор должен был иметь пять престолов: кроме главного Троицкого, второй – Успения Пресвятой Богородицы (в память его пострижения и воспитания в Киево-Печерской лавре); третий — в честь Преображения Господня (чтобы сохранить старое название монастыря в одном из его престолов); четвертый — на хорах, в память великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского; пятый «южный» в честь преподобных отцов Антония и Феодосия Киево-Печерских. Предполагавшийся четвертый престол устроен не был.

Фреска Преображенского придела Троицкого собора

Фреска Преображенского придела Троицкого собора

Композиция Троицкого собора восходит к более древним образцам кубических монументальным храмов. Но при этом форма глав и их постановка по частям света, а не по углам четверика соответствует принципам украинской архитектуры. Основной объём собора имеет в плане размеры 22,0 x 18,5м, а высота собора до креста – 43,2 м. Композиционная топологическая чистота сооружения была нарушена пристройкой «на одном фундаменте» двухэтажного здания приделов. Кроме того, аскетику мощного лаконичного кубического объёма противоречит фасадный декор барочного происхождения. Подобная противоречивость отражает общую особенность времени строительства собора. Мощный куб четверика почти не взаимодействует с настенным декором. Барочные детали как бы наложены на плоскость стены, не трансформируя ее как это свойственно западному барокко и будет свойственно «елизаветинскому» барокко. Древнерусское начало проявляется и в разнообразии наличников на каждой стене: на западной и южной стенах они составлены из полуколонок с полуциркульным профилированным очельем, на северной стороне и на апсиде полуколонки предстают составленными из кубышек, а очелье приобретает сложную «пламенеющую» форму. По традиции ищущей еще от византийского зодчества, стены собора были неоштукатуренными–кладка велась на известковом растворе с затиркой швов. Лишь детали были побелены. Декоративные детали выполнены из фасонного и лекального кирпича.

Внутреннее убранство собора поражало своей красотой: храм был очень светлым, что в основном, не свойственно древним храмам. Великолепный пятиярусный резной иконостас просуществовавший более полутора столетий блистал позолотой и яркостью красок. Роспись стен собора и иконы для иконостасов четырех приделов были написаны мастерами-монахами вызванными святителем Филофеем из Киева.

Фреска "Святитель Николай" в алтарной части Троицкого собора

Фреска «Святитель Николай» в алтарной части Троицкого собора

Преображенский придел имеет особую историю. Фреска «Евхаристия», изображающая благословляющего младенца Христа в евхаристической чаше, являлась древней фреской собора выполненной в 1730 году. За исключением указанного фрагмента, других росписей в приделе не сохранилось. Возможно, придел целиком никогда и не был расписан, поскольку стены его были покрыты масляной краской. Иконостас придела – единственный из четырех в соборе, который не был переделан. По описаниям сданными прихожанами, иконостас Преображенского придела являлся редким, выдающимся произведением искусства: «Верхняя часть иконостаса над Царскими вратами изображает евангельскую историю Преображения Господня. Вся художественная работа свидетельствует о высоком искусстве, каким владели Киевские иконописцы и резчики».

"Святитель Григорий Богослов" в алтарной части Троицкого собора

«Святитель Григорий Богослов» в алтарной части Троицкого собора

Пожар 1842 года уничтожил часть росписей собора и серьезно повредил иконостас центрального придела. В период настоятельства архимандрита Владимира в 1853-1866 годах, в соборе были установлены новые потолки, отштукатурены стены, в 1859-1862 годах – установлен новый иконостас, а росписи уничтоженные в ходе пожара были восстановлены в соответствии со старыми канонами и покрыты лаком.

Троицкий собор был закрыт большевиками 11 августа 1923 года. Несмотря на происходящие в стенах обители перемены, бывшие прихожане Троицкого монастыря не теряли надежды на возобновление в нем богослужений. В 1925 году они образовали общину Свято-Троицкого соборного храма, названную Свято-Троицким Затюменским религиозным обществом, состоящим из 257 человек, и утвердили устав, зарегистрированный в окружном административном отделе. На заявления уполномоченных общины о проведении Богослужения в Троицком соборе и о передачи ее в пользование предметов церковной утвари, последовал отказ краевого административного отдела.

Троицкий собор в годы Советской власти

Троицкий собор в годы Советской власти

2 сентября 1995 года Троицкий собор посетили епископ Василий (Родзянко) (+1999) и епископ Тобольский и Тюменский Димитрий. Епископ Василий выразил уверенность, что Троицкий собор еще возродится в своем былом великолепии. 7 марта 1996 года экспертная комиссия составила акт обследования состояния Троицкого собора для установления необходимых ремонтно-реставрационных работ.

10 декабря 1996 года Троицкий собор был передан Тобольско-Тюменской епархии.

Первые Богослужения в Успенском приделе Троицкого собора было совершено 28 августа 2001 года. С этого дня в приделе стали совершаться регулярные богослужения. После праздника Рождества Христова 2002 года начались работы в главном приделе собора.. 29 ноября 2002 года начался монтаж иконостаса собора, 17 марта 2003 года начались работы по установке икон.

Первое богослужение в Троицком сборе 15 июня 2003 года

Первое богослужение в Троицком сборе 15 июня 2003 года

 

 

 

 

 

 

15 июня 2003 года первое после 80-летнего перерыва богослужение в Троицком соборе совершил архиепископ Тобольский и Тюменский Димиртий.

Установка Крестов на главы Троицкого собора

Установка Крестов на главы Троицкого собора

28 ноября 2005 года были установлены новые позолоченные купола на главы собора покрытых нитридом титана.

С февраля 2014 года по настоящее время собор закрыт на реставрацию.

Реставрация Троицкого собора

Реставрация Троицкого собора

Комментирование запрещено